Комментарии

Евгений Федоров: Проблемы технической политики России в преддверии вступления страны в ВТО

1. Сегодня уже не так актуален вопрос «Надо ли России вступать в ВТО?». Положительный ответ на этот вопрос уже в общем закрепился в понимании и политиков, и бизнес-сообщества. Россия - страна с огромным внешнеторговым оборотом, и зависимость нашей национальной экономики, как и большинства стран мира, постоянно возрастает. При этом мы лишены многих возможностей участия в определении «правил игры» в сфере международной торговли, которые дает членство в этой организации. Недоступными для нас остаются и механизмы урегулирования торговых споров, предусмотренные для членов ВТО. А без этого сложно защищать интересы российских экспортеров и инвесторов. Присоединение России к ВТО существенно улучшит имидж нашей страны как полноправного участника международной торговли, ее привлекательность для инвестиций.

Сейчас на первый план выходит вопрос об эффективности участия нашей страны в ВТО. Необходимо оценить, насколько Россия сможет воспользоваться теми преимуществами, которые дает вступление в ВТО, и избежать возможных негативных последствий для отдельных секторов национальной экономики.

2. 9 апреля 2007 года состоялся II Международный конгресс «Россия в ВТО: надежды и стратегические возможности», на котором подробно обсуждались разные аспекты защиты российских товаропроизводителей и экспортеров в условиях вступления в ВТО, кадровый потенциал, правовое регулирование и защита интеллектуальной собственности, агропромышленный комплекс в условиях вступления в ВТО. Не менее актуальны и вопросы технической политики, которые мы рассматриваем, прежде всего, в контексте применения закона «О техническом регулировании».

3. Следует сразу оговориться, что техническое законодательство не исчерпывается законом «О техническом регулировании». Это закон рамочный. Необходимо говорить о системе технических регламентов и, что не менее важно, о механизме применения технических регламентов в рамках выстраивания отношений между бизнесом и властью в механизмах государственного контроля (надзора), иных форм оценки соответствия. Даже самые хорошие технические нормы, гармонизированные с европейскими стандартами, если они не будут подкрепляться практикой, останутся хорошими лишь на бумаге.

4. Не менее важно и то, что реформа технического законодательства и потребность приведения его в соответствие с нормами ВТО (соглашения о технических барьерах в торговле) - это не самоцель. Нужно ориентироваться на реальные потребности российской экономики. На наш взгляд, основная задача реформы технического регулирования - устранение излишних административных барьеров. Не секрет, что российский бизнес постоянно сталкивается с административными барьерами, с необходимостью получать разного рода разрешения, согласования и т.п. Особенно это болезненно для малого и среднего бизнеса, которому трудно «договариваться» с органами власти. Все это негативно отражается на предпринимательском климате.

5. К сожалению, практика разработки технических регламентов на сегодняшний день неудачна. Многие проекты разрабатывались в режиме компиляции действующих ГОСТов, что вызвало негативную реакцию на такие регламенты со стороны бизнес-сообщества. Вместе с тем, закон «О техническом регулировании» требует, чтобы в технических регламентах определялись нормы безопасности, а не конкретные технологические и конструкционные способы выполнения этих норм. Если мы поможем разработчикам методически в этой части, мы сможем уже в этом году выйти на принятие первых технических регламентов, тем более, что в Государственной Думе уже находится 10 законопроектов о технических регламентах.

6. 6 апреля был принят закон о внесении изменений в закон «О техническом регулировании». Значительно сокращена сфера технического регулирования - исключены процессы производства, не связанные с требованиями к продукции. В законе сохранена возможность разных форм принятия технических регламентов: ратифицируемый международный договор, межправительственное соглашение (добавлено новым законом), федеральный закон, указ Президента, постановление Правительства. Мы последовательно отстаивали необходимость сохранения публичной процедуры разработки технических регламентов. Это необходимо для того, чтобы закладываемые в технические регламенты нормы действительно принимались с учетом мнения всех заинтересованных лиц.

7. В новом законе закреплена необходимость использовать международные стандарты в качестве основы для разработки технических регламентов если это не противоречит географическим, климатическим, техническим или технологическим особенностям. В связи с этим следует помнить, что технические нормы являются мощным инструментом экономической политики. С их помощью можно оказывать поддержку отдельным отраслям или секторам рынка или, наоборот, ставить отрасли в условия жесткой, теперь уже международной, конкуренции. Тем серьезнее должно быть наше отношение к техническим регламентам. Нельзя сказать, что тот период, который прошел с момента принятия закона «О техническом регулировании», прошел впустую. Насколько мне известно, практически во всех отраслях началась работа по актуализации действующих обязательных норм. Неудивительно, что эта работа требует длительного времени, учитывая, что в России накоплен огромный объем нормативных документов разного уровня (по некоторым оценкам - 170 тысяч нормативных документов). Мы надеемся, что реформа технического регулирования выйдет на те темпы, на которые мы изначально рассчитывали. Сегодня никакая инновационная политика невозможна без модернизации сферы технического регулирования.