Актуальные ответы от Евгения Федорова о ситуации на розничных рынках

Почему возникла необходимость регулировать деятельность розничных рынков на самом высоком - законодательном уровне?

Пятая часть всей розничной торговли в нашей стране происходит на рынках. В настоящее время в стране насчитывается порядка 6 тысяч различных рынков. Годовой объем розничных продаж товаров и услуг на них превышает 1 трлн. рублей. За последние годы отмечена незначительная тенденция к сокращению доли розничной торговли на рынках, но фактор розничного рынка в России будет еще долго являться одним из наиболее важных вопросов социально - экономической политики.

А теперь представьте, что на протяжении десятка лет в законодательной регламентации этой сферы ничего не менялось. То есть рынки работали по правилам, установленным в 90-годы, при этом в стране с тех пор не только изменились экономические и политические условия, поставлены иные задачи развития. Вследствие отсутствия надлежащего регулирования, в розничной торговле сложилась недопустимая обстановка. Товаропроизводители не имели свободного доступа на рынок из-за криминализации товаропроводящей сети и блокирования конкуренции преступными группами. По этой же причине цены на товары, продаваемые на рынках, были завышены в несколько раз.

Необходимо было остановить этот «беспредел» на законодательном уровне. Закон о розничных рынках является правовой основой и направлен на создание здоровой конкуренции в этом секторе экономики, что должно дать дополнительный импульс для развития розничного продовольственного рынка. Расширение сбыта должно положительно сказаться на увеличении объемов производства, на росте занятости, стать реальной формой поддержки села.

Каковы главные изменения, установленные законом, по сравнению с действующим порядком организации и работы розничных рынков?

Отвечая на предыдущий вопрос, я уже отметил, что никакого порядка в организации работы розничных рынков до принятия Закона не было. Только в отдельных субъектах Российской Федерации имелись нормативно правовые акты по организации деятельности розничных рынков. Принятый Федеральный закон всеобъемлюще регулирует отношения, связанные с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность. Введено понятие управляющая рынком компания, в обязанности которой вменено осуществление контроля за соблюдением на рынке санитарно-эпидемиологических нормативов, ведение реестра продавцов. Предусматривается повышение требований к размещению рынков. С 2012 года для организации деятельности рынка могут использоваться исключительно капитальные здания, строения и сооружения.

Закон не затрагивает деятельность оптовых рынков. Не получится ли так, что большинство розничных рынков просто «переименуется» в оптовые?

Оптовая или розничная торговля - разница ведь не в названии, а в экономическом содержании. Несоответствие заявленных видов деятельности - это нарушение, которое легко выявляется и действующее законодательство предусматривает за это серьезные санкции. Кроме того, на подходе

Насколько, по Вашему мнению, введение нового понятия «управляющая рынком компания» позволит повысить ответственность собственников рынков за соблюдение законов, в том числе в сфере миграционной политики?

Это принципиальный вопрос принятого закона о розничных рынках. Ранее администрации рынков практически ни за что не несли ответственности. Обязанность же управляющей компании четко определена в законе. Нормативно прописаны требования к организации и осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке. Как я уже упоминал, управляющая рынком компания, обязана вести реестр продавцов, то есть следить за соблюдением миграционного, трудового законодательства. Сама она при этом (кроме образованной в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива) не может заниматься торговой деятельностью. За нарушение требований Закона предусматривается административная ответственность.

Пунктом 8 статьи 15 управляющей компании запрещается создавать дискриминационные условия при распределении торговых мест. Это положение представляется декларативным, так как нет механизма контроля за его выполнением. Ваше мнение?

Действительно в документе содержится такое положение. Оно установлено частью 8 стати 14, которая гласит, что управляющая рынком компания в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации запрещается создавать дискриминационные условия при распределении торговых мест на территории рынка. Это не лозунг, а живая правовая норма, которая регулируется действующим антимонопольным законодательством. Соответственно за ее соблюдением будут следить органы, в чьи полномочия входит контроль в данной сфере, в частности, Федеральная антимонопольная служба России.

Чем обусловлены сроки введения ограничений по оборудованию, застройке и размещению в капитальных сооружениях рынков - 2010 и 2012 (для сельскохозяйственных)?

В России только 2 процента розничных рынков построены по соответствующим проектам и являются капитальными зданиями или сооружениями. Введение этой нормы одновременно с вступлением Федерального закона в силу привело бы к закрытию всех остальных розничных рынков, а это не являлось целью закона. Потрясения в розничной торговле не нужны, необходима целенаправленная работа по улучшению дел в этом направлении. Процесс по сокращению числа временных и спонтанных рынков необходим, но проводить его нужно последовательно.

В законе не расшифровано понятие товары. Значит, он должен применяться не только к продуктовым, но и вещевым рынкам. Не кажется ли Вам, что таким образом узаконивается недобросовестная конкуренция, которую представляет собой торговля на подобных рынках товарами народного потребления без уплаты всех налогов?

В связи с этим, поясните, пожалуйста, положения пункта 1.6 статьи 14 и 5 статьи 15, касающиеся применения контрольно-кассовых машин. Не идет ли речь об установке кассовых аппаратов на вещевых рынках? Ведь после вступления в ВТО России все равно придется закрыть вещевые рынки в существующем виде, как это произошло, например, в Польше.

Вы затронули важные вопросы, касающиеся уже правоприменения. Бесспорно, все в законе прописано быть не может, иначе это был бы документ сопоставимый с объемом «Войны и мира». В развитие Закона должны быть приняты подзаконные нормативные акты. Номенклатура товаров, определяющая классы товаров (в целях определения типов розничных рынков) будет утверждена приказом Минэкономразвития России в марте - апреле 2007 года.

Что касается вопроса применения контрольно-кассовой техники, то он регулируется ФЗ от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Закон о розничных рынках не вносит каких-либо изменений, он лишь требует учета действующих нормативно-правовых актов по вопросу применения контрольно-кассовой техники.

Какими могут быть экономические последствия этих ограничений? Что изменится на рынках, в розничных магазинах? Изменится ли ассортимент? Стоит ли ожидать роста цен? Есть ли вероятность того, что количество рынков уменьшится?

Тема актуальная, но изначальная логика вопроса не совсем верна. Закон о розничных рынках не ставил цели ограничить число иностранных мигрантов. Документ направлен на наведение порядка на розничных рынках, предоставление преференций отечественным производителям.

Заметьте, на протяжении десятка лет в законодательной регламентации этой сферы ничего не менялось. Вследствие отсутствия надлежащего регулирования, в розничной торговле сложилась недопустимая ситуация. Товаропроизводители не имели свободного доступа на рынок из-за криминализации товаропроводящей сети и блокирования конкуренции. По этой же причине цены на товары, продаваемые на рынках, были завышены в несколько раз. В торговле работали лица без медицинских книжек и миграционных документов.

Таким образом, приняв закон, мы ожидаем, что он станет правовой основой для создания здоровой конкуренции в этом секторе экономики, даст дополнительный импульс для развития розничного продовольственного рынка. Улучшение условий сбыта должно положительно сказаться на увеличении объемов производства, на росте занятости, стать реальной формой поддержки села.

Кто займет место мигрантов за прилавком? Придут ли на эти места россияне? Почему они до сих пор этого не делали?

Подобные предположения по поводу того, что места за прилавком будут пустовать, считаю необоснованными. По крайней мере, принятый Закон о розничных рынках не дает оснований для таких опасений. Другое дело, что администрации рынков, испугавшись штрафов за привлечение к работе нелегалов без медицинских книжек и вообще без разрешений на работу, в ряде случаев сами закрывают рынки. Об этом мы слышим. Но задача принятого закона состояла как раз в наведении порядка на розничных рынках, обеспечении безопасности продаваемых там товаров. Тем «у кого рыльце в пушку» действительно придется туго.

Что касается норм Закона, то в нем установлен размер квоты только для сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков - не менее 50 % от общего количества торговых мест там должно быть предоставлено отечественным товаропроизводителям, что продиктовано необходимостью поддержки российской продукции.

Относительно количества торговых мест, представляемых иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, а также лицам, привлекающим иностранных работников в качестве продавцов, этот вопрос решается управляющей рынком компанией с учетом квот, установленных Правительством Российской Федерации. Указанная квота может изменяться ежегодно с учетом существующих потребностей. На 2007 год доля иностранных работников, используемых на рынках, установлена Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 года № 683. В 2008 году, возможно, выйдет новое Постановление. Таким образом, квотирование является гибким механизмом, дающим возможность оперативно реагировать на ситуацию.