О ходе реализации ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

О ходе реализации Федерального закона

от 30 декабря 2006 г.

№ 271-ФЗ

«О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Президентом Российской Федерации 30 декабря 2006 г. подписан Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Закон), который опубликован 10 января 2007 г. и вступил в силу с 11 апреля 2007 г.

Ход реализации норм Закона условно можно разделить на три этапа.

Первый этап: принятие нормативных правовых актов федерального уровня. В ходе его реализации:

1. Издан приказ Минэкономразвития России от 26 февраля 2007 г. № 56 «Об утверждении номенклатуры товаров, определяющей классы товаров (в целях определения типов розничных рынков)». Приказом определены 8 типов специализированных рынков: продовольственный рынок, авторынок, вещевой рынок, рынок радио- и электробытовой техники, строительный рынок, садово-огородный рынок, зоорынок (птичий рынок), сельскохозяйственный рынок.

2. Принято постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка» (№ 148 от 10 марта 2007 г.).

3. Принято постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечня содержащихся в нем сведений» (№ 255 от 28 апреля 2007 г.), которым установлен перечень сведений о соответствии розничного рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической. Информация, включенная в паспорт, предназначена для оперативного использования всеми ветвями власти при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий актов терроризма, других антиобщественных проявлений, возможных чрезвычайных ситуаций и оказанию необходимой помощи пострадавшему населению.

4. Готовится проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, реализуемой на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке».

5. В целях обеспечения эффективного применения и исполнения требований Закона Правительством Российской Федерации при участии Минэкономразвития России подготовлены поправки ко второму чтению проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Указанными поправками предполагаются уточнение и детализация составов правонарушений и круга лиц, на которых возлагается ответственность за соответствующие правонарушения.

Так, в частности, предполагается установление ответственности за нарушение порядка ведения реестра продавцов, реестра договоров о предоставлении торговых мест, за нарушение порядка предоставления торговых мест и иных требований, соблюдение которых установлено Законом (отсутствие паспорта безопасности, нарушение требований к утверждению схемы размещения торговых мест на розничном рынке, организация торговых мест, не предусмотренных схемой их размещения). В настоящее время законопроект готовится к рассмотрению во втором чтении.

Таким образом, разработка нормативных правовых актов федерального уровня практически завершается.

Следующий этап реализации Закона - принятие необходимых нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации, предусмотренных Законом, в том числе:

- плана организации рынков на территории субъекта Российской Федерации;

- закона субъекта Российской Федерации по определению органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на право организации рынка;

- порядка формирования реестра рынков;

- порядка заключения договора о предоставлении торгового места, его типовой формы;

- требований по организации торгового места на рынке;

- определения количества торговых мест на сельскохозяйственном рынке, выделяемых для товаропроизводителей;

- упрощенного порядка предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке.

Основными среди них являются закон субъекта Российской Федерации по определению органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на право организации рынка, и план организации рынков на территории субъекта Российской Федерации, без которых дальнейшая реализация норм Закона невозможна.

Минэкономразвития России проводит разноплановую работу по оказанию содействия субъектам Российской Федерации по своевременной разработке указанных нормативных правовых актов:

1. Осуществляет совместно с Росстатом мониторинг функционирования розничных рынков в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 20 марта 2007 г. № 94 «Об организации мониторинга функционирования розничных рынков в субъектах Российской Федерации». Росстат ввел, начиная с 10 января 2007 г., панельное еженедельное наблюдение на розничных рынках 16 субъектов Российской Федерации. Всего отобрано 40 розничных рынков как универсального, так и специализированного типов, в том числе сельскохозяйственных рынков.

Однако, по мнению Минэкономразвития России, данный мониторинг не создал возможности для оценки всей ситуации о функционировании рынков в Российской Федерации и на совместном совещании с Росстатом и Минрегионом России и было принято решение о ежемесячном анализе ситуации на рынках всех субъектов Российской Федерации, который в настоящее время осуществляется.

Таким образом, создана необходимая информационная база для анализа деятельности рынков в ежемесячном формате.

2. Совместно с правительством Москвы в феврале 2007 г. проведено Всероссийское совещание, в рамках которого состоялось обсуждение первоочередных мер по реализации норм Закона как на федеральном, так и на региональном уровнях. В работе совещания приняли участие более 300 человек, в том числе специалисты федеральных органов исполнительной власти, а также представители 56 субъектов Российской Федерации, 51 городов и муниципальных образований.

3. На сайте Минэкономразвития России создан информационный ресурс, где размещаются информация о ходе реализации Закона, итоги мониторинга, а также даются консультации по актуальным вопросам и ответы на вопросы как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и отдельных хозяйствующих субъектов. Также на сайте размещаются отдельные нормативные правовые акты, принятые в субъектах Российской Федерации.

4. С целью оценки степени готовности субъектов к реализации норм Закона в Минэкономразвития России с 23 по 27 апреля 2007 г. проведена серия совещаний по федеральным округам с участием ответственных представителей всех регионов, Аппарата Правительства Российской Федерации, полномочных представительств федеральных округов, Минрегионразвития России, Роспотребнадзора и ФМС России. В работе совещаний приняли участие более 250 человек.

В ходе состоявшегося обсуждения определились регионы, степень готовности которых к реализации Закона достаточно высокая. К таким регионам можно отнести Краснодарский край, республики Удмуртия и Марий Эл, Московскую, Омскую, Ярославскую, Челябинскую, Кемеровскую, Новосибирскую и ряд других областей.

Третий этап. Осуществление механизма перерегистрации рынков в управляющие рынком компании.

До 11 июня 2007 г. лица, занимающиеся организацией торговли на рынках, обязаны привести свою деятельность в соответствие с требованиями Закона, что означает необходимость получения ими разрешения на право организации рынка.

Основная работа по реализации данного этапа ложится на органы исполнительной власти муниципальных образований, и степень готовности регионов к реализации данного этапа зависит от уровня подготовки и проведения мероприятий с дирекциями рынков по их приведению в соответствие с нормами Закона и перерегистрации их в управляющие рынком компании.

Выводы:

  • 1. Мониторинг, проводимый совместно с Росстатом и Минрегионом России, свидетельствует, что, несмотря на некоторое замедление продаж товаров на розничных рынках в I квартале 2007 г., в марте торговля на них несколько оживилась (рост к февралю составил 2%) и рост продажи был отмечен практически по всем товарным позициям. Вместе с тем при замедлении продаж уровень использования торговых мест на розничных рынках остается неизменным и составляет 75-77 процентов. В I квартале 2007 г. изменение средних цен на товары, реализуемые на розничных рынках, составило 2%, что соответствовало изменению потребительских цен на товары в организациях всех форм торговли.
  • 2. По информации ответственных представителей субъектов Российской Федерации, в настоящее время в целом ситуация по реализации норм Закона о рынках стабильная.

Более чем в 80 процентах территорий уже принят основополагающий нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (закон, определяющий орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на право организации розничного рынка).

В соответствии с планами, предусматривающими организацию рынков на территории субъектов Российской Федерации, произойдет сокращение количества рынков в целом по Российской Федерации, по сравнению с 1 января 2007 г. на 14,6%, и составит 5998 единиц. На долю Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов приходится более 60 процентов от всего количества рынков (приложение № 2). Сокращение количества рынков в отдельных территориях произойдет как за счет перерегистрации части рынков в торговые комплексы, так и за счет выведения части рынков в ярмарки, имеющие временный характер, которые не подпадают под действие данного Закона.

Наряду с этим, по данным результатов проверок рынков, осуществляемых Роспотребнадзором, из 60% от общего количества проверяемых розничных рынков порядка 25-30% не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Особенно этот факт также характерен для сельскохозяйственных рынков.

4. Доля сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков в целом по России по плану остается незначительной и составит всего 6,2%, или около 400 единиц. Данная тенденция вызывает озабоченность по обеспечению населения страны сельскохозяйственной продукцией, реализацией которой в основном занимаются граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, занимающиеся садоводством, огородничеством и животноводством.

В этой связи депутатами в Государственную Думу был внесен законопроект, предусматривающий внесение изменений в статью 24 Закона в части необходимости распространения возможности предоставления торговых мест в упрощенном порядке гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, не только на сельскохозяйственном и сельскохозяйственном кооперативном рынках, но и на других видах рынков, имея в виду прежде всего такие, как, например, универсальные или продовольственные. 23 мая документ был принят Государственной Думой. Принятым Законом также продлевается срок для требования о приведении всоответствии с базовым законом деятельности розничных рынков - с 11 июня до 1 августа в связи с некоторым отставанием ряда регионов в подготовке своей нормативной правовой базы.