Эксперты: власти РФ в стратегии-2020 ужесточат цели, но не методы

             Российские власти всерьез взялись за пересмотр стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года, разработанной еще до кризиса - чиновникам поручено оперативно сформировать экспертные группы, к работе привлекут и зарубежных специалистов. Опрошенные РИА Новости эксперты считают это своевременным и полагают, что в ходе обсуждения следует сосредоточиться на пересмотре макрооценки ситуации в экономике, улучшении инвестклимата и повышении устойчивости к кризису.

             По их мнению, без определенного ужесточения стратегии не обойтись - усилившейся после кризиса России по плечу более амбициозные задачи. При этом наращивать налоги, повышать пенсионный возраст и проводить прочие непопулярные меры не понадобится - ожидаемого эффекта они не принесут, а дополнительные средства лучше добыть путем борьбы с коррупцией, отмечают эксперты.

             Форсированная коррекция

             В декабре 2010 года премьер-министр РФ Владимир Путин попросил Высшую школу экономики и Российскую академию народного хозяйства и госслужбы внести предложение об организации и формах экспертной работы по корректировке стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. Этот документ основывался на данных за 2007 год и был разработан еще до кризиса, хотя утверждался уже в его разгар - в ноябре 2008 года.

             На прошлой неделе глава правительства назначил первого вице-премьера Игоря Шувалова координатором работы экспертов. Ему поручено определить перечень необходимых экспертных групп по актуальным проблемам стратегии-2020, а также кандидатуры руководителей групп. По словам Шувалова, список групп уже готов и ждет утверждения премьером.

             Ход экспертной работы правительство будет рассматривать ежеквартально, в августе оно заслушает промежуточный, а в декабре - итоговый доклад о результатах проработок. Конечной задачей проекта станет выработка планов действий и определение базовых проектов на краткосрочную перспективу, чтобы обеспечить устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности России в посткризисном мире, отметил Путин.

             В свою очередь Шувалов уточнил, что к обсуждению стратегии развития РФ привлекут, в том числе, экспертов из-за рубежа. По его словам, речь идет о серьезных специалистах, которые раньше работали в национальных банках, переживали различные реформы в своих государствах и добивались успехов.

             Работа будет базироваться на двух площадках - ВШЭ и Академии народного хозяйства, но они и экспертные группы будут привлекать всех желающих.

             Лучше поздно, чем никогда

             Опрошенные РИА Новости эксперты считают задачу по пересмотру стратегии-2020 своевременной и актуальной. "Стратегия формировалась в 2008 году, когда кризис вошел, громко открыв дверь, в российскую экономику. И соответственно все предпосылки, которые были в эту стратегию записаны, рухнули и жизнь пошла по другому сценарию", - рассуждает директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко.

             "В той стратегии, которая сейчас есть, нет ничего такого, что, на мой взгляд, имело смысл сохранять. Ее нужно просто переписать, исходя из новых реалий", - сказал он.

             В свою очередь ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев считает основные положения стратегии-2020 по-прежнему разумными и актуальными, хотя исходные условия за прошедшие годы значительно изменились. Сейчас, когда кризис фактически завершен, появилось больше определенности по долгосрочным перспективам развития России, полагает он.

             По словам Гуриева, сейчас во многом изменилась внешнеэкономическая конъюнктура, в частности, докризисного роста цен на нефть больше не будет. Власть должна учесть и рост бюджетных расходов на фоне повышенных социальных обязательств, которые она взяла на себя во время кризиса, отметил он.

             Главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков считает, что решение пересмотреть стратегию-2020 даже несколько запоздало: уже в разгар кризиса ее нынешний вариант выглядел нелепо.

             Она была разработана в русле идей 2007 года, когда власть видела основой экономического развития рост крупных корпораций, которые в кризис потребовали значительных вливаний, что, в конечном итоге, усилило бюджетный дефицит, пояснил эксперт.

             Что новенького?

             На сей раз все "слабые места" планируется скорректировать. По словам Путина, стране необходима модель роста, учитывающая современные реалии и обеспечивающая решение ключевых задач по модернизации экономики, повышению эффективности социальной сферы и системы госуправления. Более точной информации о том, как именно и насколько будет скорректирована стратегия-2020, пока нет, поскольку работа над ней только начинается.

             Опрошенные РИА Новости эксперты высказали на этот счет свои соображения. Так, Алексашенко из ГУ-ВШЭ полагает, что правительству неплохо бы пересмотреть макрооценки и макропоказатели ситуации. Необходимо проанализировать, почему российская экономика оказалась так неустойчива к кризису, и подумать о мерах по повышению ее устойчивости. Важно обсудить, как улучшить инвестклимат в стране, а также ситуацию с дефицитом и качеством рабочей силы, считает эксперт.

             По мнению Гуриева, важно вовремя и верно обновить приоритеты. Многое власти уже обозначили, отметил ректор РЭШ, напомнив, в частности, об опубликованной в 2009 году статье президента РФ Дмитрия Медведева "Россия, вперед". Но многое еще предстоит обсудить и доработать, в том числе, в рамках общественного диалога, добавил он.

             Изменение стратегии-2020 произойдет в сторону ее ужесточения, что связано с усилением и повышением конкурентоспособности России в результате мирового финансового кризиса, считает председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.

             "Это связано с тем, что Россия в результате кризиса стала значительно сильнее, ее авторитет укрепился, и теперь мы можем в стратегии прописывать более жестко задачи перехода на экономику нового типа", - сказал он.

             По словам Федорова, в России будут формироваться значительные денежные потоки, которые сейчас находятся за границей, а это будет означать возвращение российских ученых и приток специалистов из-за рубежа.

             Упор следует делать не столько на макроэкономику, сколько на институциональное развитие - только этот путь обеспечит бизнесу уверенность в будущей стабильности, прозрачные правила игры, искоренит избыточные барьеры, уверен Гавриленков.

             "Опираться нужно не на рост крупных компаний, а на формирование конкурентной среды и поощрение процессов естественного отбора - малые бизнесы должны возникать в массовом порядке, а выживать будут только успешные", - пояснил он.

             Социалку в жертву не принесут

             При этом эксперты пока не склонны думать, что ради реализации обновленной стратегии властям придется пойти на ужесточение налоговой политики, повышение пенсионного возраста и прочие непопулярные меры. Ожидаемого эффекта от них не будет, да и сами они являются частью совсем других задач.

             "Все оценки показывают, что в ближайшие 25-30 лет пенсионная система РФ в ее нынешнем виде будет лишь наращивать дефицит", - считает Алексашенко. "Соответственно нужно что-то менять, и что - это вопрос для обсуждения. Одним повышением возраста задачу не решишь", - отметил он.

             Надо решать и проблему нехватки рабочих рук, которая в перспективе также будет усугубляться. "Это часть макропрогноза, ее бессмысленно рассматривать в отрыве от всего остального", - добавил представитель ГУ-ВШЭ.

             Что касается налоговой нагрузки, то получить дополнительные деньги - далеко не все. По мнению Алексашенко, антикризисные меры властей были неэффективными, то есть масса средств была потрачена абсолютно бессмысленно.

             Проблема не в социальных расходах - они достаточно невелики, а в других неэффективных тратах бюджета, считает Гавриленков. "Вспомним, что в конце прошлого года глава Счетной палаты Сергей Степашин говорил, что ежегодные потери государства от воровства в сфере госзакупок составляют около триллиона рублей. Это 10% от расходов федерального бюджета", - сказал он.

             Поэтому решение очевидно - необходимо сократить коррупцию, которая обуславливает многие порой искусственно возникающие бюджетные проблемы, добавил представитель "Тройки Диалог".

             Бюджетную политику так или иначе предстоит сбалансировать, резюмирует Гуриев. Дело экспертов - предложить выходы, равно устраивающие как власть, так и общество. И не столь важно, в рамках какой программы или стратегии это будет реализовано, заключил Гуриев.тметил Евгений Федоров.

27/01/2011

РИА Новости.