Евгений Федоров: У нас высокая степень конкуренции в первичном производстве, а в среднем звене – высокая степень монополизма

                    Комитет по экономической политике и предпринимательству Госдумы провел в среду, 16 февраля, круглый стол по теме "Совершенствование законодательства в сфере торговых отношений".

                    Итоги круглого стола прокомментировал председатель Комитета Евгений Федоров: "Сегодня главный обсуждаемый в обществе вопрос – рост цен на отдельные виды продукции. С точки зрения действующего закона о торговле – мы частично решили проблему конкуренции и экономического контроля. Теперь стоит другой вопрос – формирование цены. В связи с этим мы в ближайшее время будем рассматривать третий антимонопольный пакет, при рассмотрении которого будем тщательно анализировать систему ценообразования.

                    У нас высокая степень конкуренции в первичном производстве, налаживается конкуренция в торговле, а в среднем звене – высокая степень монополизма. Так, производят молоко сотни компаний, продают - сотни тысяч организаций торговли, а посредине два крупных переработчика, и становится ясным, что основная цена сформировалась именно здесь.

                    Есть и другие проблемы конкуренции, наш бизнес меньше чем за 40% в отличие от 4 % европейского, работать пока не готов. В том числе из-за такого подхода не идет формирование бизнес-среды и нет конкуренции.

                    Кроме того, существуют, конечно, и проблемы системного характера. Казалось бы, не связанный напрямую вопрос, но у нас всего 1 % земли, да практически - ноль, в обороте. О каких рыночных отношениях можно говорить в сельском хозяйстве, когда из – за этого нет соответствующих инвестиций, рынков, условий, мотивации и иных слагающих?! Государство вкладывает в отрасль огромные средства - 190 млрд. руб., но без решения базовых проблем обеспечения деятельности рынка ничего не получится. Этот вопрос – политический и мы считаем, что пора перестать платить за идеологическую чушь.

                    Что касается производства, то наши устаревшие в большинстве случаев технологии дают производительность труда в 3 раза ниже. Это связано напрямую с типом экономики. Инновации в с/х необходимы. Без изменения типа экономики одними государственными усилиями и вложениями этого не решить. Надо менять тип экономики, запускать все сложные инструменты инновационного рынка, рынка технологий. Когда есть рынок технологий – в несколько раз выше производительность труда, т.к. другие технологические цепочки".

                    Депутат подчеркнул: "Также надо, безусловно, усиливать меры социальной поддержки - вводить дополнительно к уже охваченным 26 регионам практику продовольственной помощи малоимущим гражданам".

                    Федоров добавил: "Мы постоянно получаем предложения от общественности по назначению цен со стороны государства. Это проблема понимания механизмов рынка обществом, бизнесом, чиновниками, всей средой. Таких предложений нет в развитой рыночной экономике, где она существует хотя бы лет 100. "Солдат с ружьем" не может решать проблемы экономики, рыночные задачи. Но у нас демократическое государство и когда избиратели требуют – часто государство идет на встречу, в результате чего всегда цены растут, стагнирует производство и бизнес уходит в другую отрасль или вообще в другую страну. В рыночных условиях невозможно диктовать цены. У государства должна быть жесткая позиция в антимонопольном и стратегическом регулировании рынка. Где нет достаточной конкуренции, государство ничего не сможет сделать вместо бизнеса. В России 70% находится в государственной собственности и только 30 % - в частной, а доходы страны формируются в основном именно за счет этих 30%".

                    Виктор Звагельский: "Продовольственное обеспечение имеет стратегическое значение для социально-экономической стабильности государства, поэтому всем участникам торгового процесса требуется объединить свои усилия в этом направлении. Ответственно и продуманно подходить к ценовой политике, в первую очередь, на продукты питания первой необходимости. При этом, конечно же, нельзя допускать снижения предпринимательской активности, качества предлагаемой к реализации продукции и уровня защищенности наших граждан.

                    Прошедший год ознаменовался завершением очередного этапа формирования правовой базы торговых отношений, сделан важнейший шаг по направлению к обеспечению цивилизованного развития потребительского рынка в России. Создается качественно новый формат в развитии отношений субъектов торговой деятельности.

                    Важным положительным итогом принятия закона о торговле стал процесс саморегулирования отрасли. Создаются межотраслевые союзы, общественные организации производителей, субъектов торговли и общественных объединений потребителей. Такие начинания можно только поприветствовать и отметить их основополагающую роль и влияние на открытость и развитие потребительского рынка.

                    Необходимая правовая основа создана, но этого недостаточно для эффективного, взаимовыгодного и ответственного осуществления предпринимательской деятельности. Серьезный анализ применения действующего законодательства ведется всеми участниками торгового процесса. Нам необходим открытый всесторонний диалог, результатом которого должно стать четкое понимание ситуации и выработка путей совершенствования законодательства в сфере торговли. Целью такой работы должен стать приоритет создания конкурентной среды и обеспечение потребительского спроса.

                    Государственная власть заинтересована в сбалансированной работе торговой отрасли, социальная составляющая которой особенно велика. Сегодня, когда заметен рост цен на многие виды продовольственных товаров, причиной которого стали в том числе и объективные природные явления, особенно важно обеспечить социальную защищенность наших граждан. Поиск новых путей и решений в этом направлении должен идти и со стороны государства и со стороны бизнеса".

«REGIONS.RU/Новости Федерации»

17/02/2011