ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ

Евгений Федоров,
Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству ГД ФС РФ

           Последовательное проведение преобразований в России в последнее время определило новые подходы к формированию государственной экономической политики. И развитие частно-государственного партнерства сегодня является одним из приоритетов.
Государство рассматривает ЧГП, в первую очередь, как средство преодоления неэффективности рынка, и ситуаций, когда свободный рынок не в состоянии справиться со своей задачей.
           Мировыми лидерами в области частно-государственного партнерства признаны Германия, Франция, США, Великобритания.
Если говорить о главных целях частно-государственного партнерства, то, во-первых, это создание инфраструктуры (строительство дорожной сети и других инфраструктурных проектов) и, во-вторых, переход от сырьевой экономики к инновационной. Причем эти задачи зачастую пересекаются, и разделить инфраструктурную и инновационную составляющие бывает довольно сложно. Поэтому иногда для того, чтобы добиться какого-то инновационного сдвига, необходимо решать инфраструктурные задачи, и наоборот.
Говоря о качественном развитии частно-государственного партнерства в России, особое внимание стоит уделить созданию особых экономических зон. Это одна из форм развития высокотехнологичного бизнеса, которая уже апробирована во многих странах. В качестве примера можно привести успешный опыт таких стран, как Китай, Сингапур, Тайвань, Индия и Израиль, где создание особых экономических зон привело к значительному экономическому подъему и вызвало большой международный резонанс. Очевидно, что международная конкурентоспособность – это ключ к успеху ЧГП в России, а особые экономические зоны как раз являются эффективным рычагом воздействия на международную конкурентоспособность России.
           Особая экономическая зона предполагает специальный налоговый режим, а также территорию, подготовленную для строительства или заселения. Государство же в свою очередь обеспечивает инфраструктуру этой территории: проводит все коммуникации, дороги, водопровод, канализацию, электроснабжение; обеспечивает строительство объектов специального значения (например, бизнес-инкубаторы для малых компаний), а также может принимать участие в строительстве объектов общего и социально-культурно-бытового назначения. Также следует отметить и позитивное отношение государства и администраторов программы к резидентам особых экономических зон.
           Однако механизмы российского частно-государственного партнерства на законодательном уровне до сих пор не проработаны должным образом. В частности, необходима ясная юридическая позиция относительно собственности, структуры налогообложения и регулирования потенциальных конфликтов интересов. Необходимо также установить приемлемую структуру для принятия государственным сектором связанных с риском обязанностей, ведь распределение рисков – основа реализации проектов ЧГП. Однако в настоящий момент российское законодательство практически не регулирует распределение рисков в связи с осуществлением проектного финансирования. Таким образом, большинство рисков может возлагаться на ту или иную сторону без ограничений.
Кроме того, для эффективного функционирования системы частно-государственного партнерства на сегодняшний день необходимо обеспечить повышение квалификации государственных и муниципальных служащих. Так, существенное внимание должно уделяться повышению профессионального уровня «на местах», осуществлению консультационной поддержки реализации проектов на региональном и муниципальном уровнях.
         И, наконец, необходимо обеспечение прозрачных конкурсных процедур доступа участников рынка к механизмам частно-государственного партнерства.

DF Economic Journal

30/05/2011