Конкуренция формирует цены

 

Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, в Федеральный закон «О защите конкуренции», входящие в третий антимонопольный пакет.

По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, этот третий пакет подразумевает дальнейшую гармонизацию российского антимонопольного законодательства с лучшими практиками мира.

Законодательный пакет, в частности, запрещает навязывать контрагенту невыгодные условия договора, которые приводят к необоснованному установлению цен на один и тот же товар. Это особенно актуально для торговли продуктами питания. Переработчики сельхозпродукции не раз обращали внимание Правительства на то, что занимающие доминирующее положение в отдельно взятых регионах и муниципалитетах торговые сети навязывают невыгодные для поставщиков продовольствия условия, что приводит к увеличению цен.

«По просьбе представителей бизнеса для определения монопольно высокой цены впервые в стране вводится механизм оценки биржевых цен и использование мировых индикаторов», – отметил Игорь Артемьев. В случае принятия этой поправки текущие биржевые котировки лягут в основу определения справедливой стоимости товара.

Законопроект вводит административную ответственность за нарушения, касающиеся деятельности участников оптового и розничного рынков электроэнергии, не занимающих доминирующего положения. Антимонопольные органы смогут проконтролировать экономическое и технологическое обоснование ценообразования, а в случае необоснованного повышения потребовать снижения стоимости.

Уточняются требования к отбору финансовых организаций для оказания услуг органам федеральной, региональной и муниципальной власти. Организаторы конкурсов смогут включать в конкурсную документацию требования, необходимые для оценки финансовой устойчивости и платёжеспособности финансовых организаций.

Законопроект уточняет правила проведения госторгов. Например, если конкурс по продаже государственного или муниципального имущества признаётся несостоявшимся, его организаторы впоследствии не смогут поменять условия проведения новых торгов.

Изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции» позволяют органам федеральной, региональной и муниципальной власти предоставлять преференции представителям малого и среднего бизнеса в рамках реализации программы поддержки предпринимательства и запрещают навязывать представителям бизнеса и органам госвласти приобретение продукции у конкретной фирмы. Нарушением законодательства признаётся взимание госорганами не предусмотренных законодательством платежей за предоставление государственных и муниципальных услуг.

Председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Евгений Фёдоров считает, что «принятые в первом чтении поправки существенно упростят работу бизнеса и усилят ответственность чиновников, которые препятствуют развитию предпринимательства». Он отмечает, что поправки значительно увеличат полномочия ФАС. Антимонопольные органы смогут отменять гостендеры, проведённые с нарушением правил, вести реестры лиц, привлечённых к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, а также реестры представителей органов власти, привлечённых к административной ответственности за ограничение конкуренции.

Парламентская газета, 16.09.11