Евгений Федоров: «РФ сохранит традицию низкого налогообложения»

Почему российское правительство решило сократить федеральный бюджет на 5 процентов, нужно ли запретить монополиям поднимать цены и будут ли в России в ближайшее время расти налоги, рассказал "Голосу России" член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров.

Гость программы - Евгений Алексеевич Федоров, член Комитета Государственной думы по бюджету и налогам, кандидат экономических наук. 

Ведущий - Виктор Самарин. 


Самарин: Здравствуйте! Повинуясь запросам наших многочисленных слушателей в России и за рубежом, мы начинаем сериал бесед с самыми компетентными экспертами в сфере формирования федерального бюджета России, бесед о том, что происходит с нашим бюджетом в последнее время, почему понадобился его секвестр и как это может повлиять на рост реальной экономики страны.

У нас в гостях депутат Государственной думы России, член Комитета по бюджету и налогам, человек, который известен многими инициативами, направленными на оптимизацию финансового сектора нашей экономики, кандидат экономических наук Евгений Федоров. 

Почему вообще возникла проблема, связанная с угрозой дефицита российского бюджета? Ведь основной его компонент - доход от экспорта энергоресурсов - как мне представляется, отнюдь не убавился, а, наоборот, нарастает. 


Федоров: Да, он нарастает. Проблема, которая возникла в российском бюджете (понятно, что сокращение бюджета - это проблема), вызвана ситуацией в мировой экономике, а не в российской. Понятно, что мировой кризис сказывается на России. 

В чем заключаются эти проблемы? Борьба с мировым экономическим кризисом была запущена через механизм так называемой "мягкой политики". Если говорить просто, начали печатать активно доллары и евро для решения мировых проблем, для мировых инвестиций, подавления мирового экономического кризиса. Особенно в этом отличились США, которые дополнительно напечатали не меньше 10 триллионов долларов.

Самарин: Это официальная цифра?

Федоров: Это оценочная цифра. По этой "политике смягчения" максимальную цифру называют в 10 триллионов, минимальную (ее называют сами конгрессмены) - 3-5 триллионов. В этих пределах у нас добивалась денежная масса доллара.

Причем это не только напечатанные доллары, это и так называемый "компьютерный доллар" (его не обязательно печатать), который располагается в мировой финансовой системе.

Такого рода активная "мягкая политика", с одной стороны, позволила разрешить проблемы мирового экономического кризиса, который был еще 3-4 года назад. В том числе были и серьезные проблемы в банковской сфере в США, а значит, и в мировой системе. 

В том числе это сказалось и на всем мире. Отсюда возник общий мировой рецепт борьбы с кризисом. Это рецепт, который реализуется через Международный валютный фонд (МВФ), и все его видят, - это рецепт снижения расходов по всему миру. Мы это видим, например, по Греции.

Самарин: Сейчас идет снижение расходов в Евросоюзе.

Федоров: Правильно. Но одно связано с другим. Соответственно, начинаются события в Греции, Испании. Кстати, Испания сейчас выбирается из кризиса. Резкое снижение расходов в Италии. Может быть, только Германия обошла это в силу высокой эффективности экономики. Кипр вышел на дефолт. Это самая жесткая позиция, когда осуществляется снижение расходов вплоть до того, что отказываются от обязательств. Естественно, эта общая линия не обошла и Российскую Федерацию.

В России тоже начали снижать расходы федерального бюджета. Первое снижение расходов - опять же исходя из мировой ситуации, не из российской. Российская ситуация нормальная. Цены на нефть стабильные, даже немного растут.

Это возникло в прошлом году, когда было введено "бюджетное правило". Его суть вот в чем. В прошлом году в России был принят закон о бюджете, в котором на 10 процентов сократили расходы бюджета, перебросив эти деньги в резервные фонды, так называемые "международные резервы".

Причем эти резервы впервые определены как "резервы правительства", не как резервы Центробанка. Они составляют порядка 640 миллиардов на текущий день. Это была первая часть. Вторая часть - это некоторое смягчение рубля. Мы сейчас наблюдаем не 31, как мы привыкли, а где-то 32-33.
И третья позиция, которая реализует "принципы смягчения", - это то, что правительство ищет возможность сократить бюджет процентов на пять. Это то, о чем мы с вами сейчас говорим. Правительство еще не решило, за счет каких статей. Есть общее направление о сокращении расходов бюджета примерно на 5 процентов. Но эта линия наблюдается с прошлого года…