"Замена лицензирования страхованием не только снижает давление на бизнес, но и повышает качество его работы."

17 сентября законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности» будет рассмотрен в Госдуме в первом чтении.

Председатель комитета Евгений Федоров: «Данный законопроект - очередной последовательный шаг, нацеленный на исполнение Указа Президента России «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Лицензирование  по сути - это права чиновников, разрешающие деятельность того или иного предприятия. Это формальная вещь, которая не оказывает прямого влияния на бизнес, в отличие от обязательного страхования, которое очень хорошо себя показало на примере с турбизнесом. А выдача лицензий превращается, по сути, в «прикармливание» коррумпированных чиновников, выдающих лицензии за взятки. Таким образом, замена лицензирования страхованием не только снижает давление, борется со взяточничеством, но и повышает качество работы предприятия, поскольку предприниматель начинает отвечать перед потребителем своими деньгами. Половине всех предприятий пришлось пересмотреть свое отношение к качеству продукции и услуг, а значит к потребителю. 

Системная работа над отменой лицензирования продолжается уже два года, и за это время в более чем в половине отраслей оно было отменено. Страхование заменит лицензирование в тех сферах, где необходимы жесткие гарантии качества услуг, что повышает защиту потребителя.

Настоящим законопроектом предлагается заменить лицензирование двух групп деятельности - почтовой связи и перевозок - обязательным страхованием гражданской ответственности. Список отраслей будет в дальнейшем расширяться. При этом сохраняются иные действующие в настоящее время формы государственного контроля, установленные законодательством, регулирующим конкретные виды деятельности. 

При определении видов деятельности, лицензирование которых предлагается заменить обязательным страхованием гражданской ответственности, учитывались лицензионные требования и условия, предъявляемые к данному виду деятельности».

Олег Валенчук: «Лицензирование, как форма государственного регулирования, служит административным барьером для выхода на рынок недобросовестных предпринимателей. Однако, в данных сферах лицензирование по сути является дублирующим механизмом, так как задачи по обеспечению безопасности услуг почтовой связи и грузоперевозок уже сейчас регулируются другими методами.

Очень важно, что законопроектом предусматривается обеспечение единообразных правил страхования. Порядок такого страхования будет определён в нормативно-правовом акте, утверждённом Правительством Российской Федерации.

Также предусматривается, что будет вестись федеральный реестр, то есть публичный информационный ресурс, в котором будут помещены данные о тех субъектах, которые застраховали свою ответственность и, соответственно, могут заниматься указанным видом деятельности».