Евгений Федоров: "Прежде всего необходимо создать инновационное закодательство".

Сегодня 14 октября Председатель Комитета Евгений Федоров принял участие в  работе Круглого стола «Российская и иностранная юрисдикции в аспекте практического применения законодательства в области развития инноваций: преимущества и недостатки», который прошел в Госдуме РФ.

Он сказал: «Сейчас важный для России момент - готовится пошаговый план Стратегии 2020, 14-й раздел которого называется «Инновационное развитие». Сегодняшняя дискуссия будет содействовать выработке пошагового плана и плана первоочередных законопроектов к Стратегии - 2020. Современной особенностью российской экономики является то, что производство новаций только локально. Это в отличие от мировой экономики, где инновационное сырьё в сотни раз дороже конечного продукта, а зарегистрированные патенты, технологии, программы и прочее - главный экономический механизм. В России оформляются всего 14% результатов НИОКР. А в коммерческом обороте всего 1-2 % от запатентованных результатов. В свою очередь в США половина экспорта - технологии, ¼ которых произведены российским интеллектом. 

Единственный закон, который определяет оборот новаций в России это четвертая часть Гражданского кодекса, написанная по просьбе американцев в 2007 году, как условие вступления России в ВТО.  С ее принятием отменено всё ранее наработанное отраслевое законодательство - патентный закон, закон о товарных знаках, о правовой охране программ, об авторском праве и другое - правда, оно тоже в значительной мере было устаревшее, но нового законодательства на их месте не было создано. Причем в этом законе развернут только один подход - защита интеллектуальной собственности в России, преимущественно иностранной юрисдикции. В нём даже нет базового понятия «технологии», что является серьезным тормозом для работы законодательства, для инвесторов, для рынка в целом, нет «информации» как вида интеллектуальной собственности. Также важнейшим фактором инновационных преобразований в России является защита собственности, которая находится в России на низком уровне.

Несовершенство нашего законодательства является одной из основных причин утечки в другие страны российского «научного сырья». Там оно оформляется в рыночные активы, и продается по ценам в сотни и  тысячи раз выше, в том числе, обратно в Россию. Но продаются не новые высокие технологии, а их суррогат в виде «высокотехнологического оборудования». Тем самым наша страна закрепляется в качестве сырьевого придатка не только по природным ресурсам, но и по научным разработкам, что просто недопустимо в условиях глобальной конкуренции.

С чего нужно начать: прежде выделить два направления деятельности - производство новаций и потребление новаций экономикой, создать инновационное законодательство, изменить принципы функционирования экономики предприятий промышленности и других секторов экономики».