Евгений Федоров: "Россия осуществляет рывки каждые 50 лет"

Концепция инновационного развития страны, провозглашенная  Владимиром  Путин, предполагает полную модернизацию российской экономики. 

Депутаты намерены предложить конкретные механизмы  реализации  этой программы. О  мерах по ускорению перехода страны на новый путь развития, о тех,  кто этому препятствует, корреспонденту  «Газеты»  Марине Соколовской, рассказал председатель комитета Госдумы по экономической политике  и предпринимательству Евгений Федоров.  

 

- Готова ли, на Ваш взгляд, страна  к  переходу  на новые  рельсы развития?

- Исходя из  национального опыта России, страна способна  в  короткие сроки  осуществить такой переход. Может быть, другой стране осуществить подобные планы было бы не по силам. Но у нас существует  специфика - страна накапливает определенный потенциал, настраивается на рывок и осуществляет его раз в 50 лет. Именно такой рывок нам надо сейчас организовать. А в целом надо понимать, что наш народ настроен на реализацию курса национального развития  к 2020 году.  В России  люди имеют все возможности, чтобы жить лучше, чем в любой стране мира. Это касается  не только социального аспекта, но и демократического, духовного, культурного, образовательного и многих других сторон жизни человека. Это наша национальная цель. Причем, нужно учитывать, что тактика предстоящего стратегического прорыва отличается от подходов, которые действуют сейчас. Главное отличие в том, что власть и законодательство должны обеспечить  общественным организациям, структурам гражданского общества, фактически каждому человеку реальную возможность влиять на власть и на принимаемые ею решения. Гражданское общество должно более эффективно уравновешивать властные институты через демократические  механизмы.

 

- А  что это за механизмы?

Прежде всего, необходимо задействовать весь потенциал творческих и профессиональных способностей российского человека через саморегулируемые и общественные организации. Нам надо создать условия для полной свободы творчества и предпринимательства, а для этого нам  предстоит  провести модернизацию практически всех составляющих нашей жизни.  По сути, речь идет о создании качественно новой России, способной выполнить план национального развития. В стратегию развития страны необходимо заложить важнейший элемент плана - качественную модернизацию всех институтов нашего общества.

Это очень серьезная, глобальная социально-политическая задача, на которую, может быть,  даже не все до конца настроены. И только сумев организовать миллионы, десятки миллионов сторонников национального развития и национального рывка, можно ждать каких-то изменений. Этот курс поддерживает  большинство населения России, поддерживают все партии, прошедшие в Государственную Думу. Есть национальный лидер и национальный штаб. Но образовался разрыв между национальным планом президента страны, поддержанным нашим народом, и самой системой государственных и негосударственных институтов, которые, к сожалению, пока отстают в качестве работы, а в некоторых частях и не способны обеспечить выполнение этого плана.

-То есть сила, которая  препятствует реформам?  Иными словами,  враги инноваций, и кто же они?

- Речь не идет о врагах. Следует помнить, что 95 процентов российских чиновников пока не интегрированы в реализацию курса национального развития. Они назначены на свои должности  и  получили властные полномочия  в другой системе координат - образца 90-х годов. Но после расстрела парламента,  ни о каком согласии и консолидации общества в рамках идеологии 90-х годов просто не может быть и речи. И принятый тогда курс, был курсом  колониальным. Тогда мы заключали договора, абсолютно не соответствующие интересам Российской Федерации. Во внутренней политике развивалась исключительно модель сырьевой экономики. От нас хотели, чтобы мы были банановой республикой и обеспечивали весь мир, но не бананами, а  сырьем - нефтью, газом, природные ресурсами. Причем,  предполагалось, что эти природные ресурсы будут контролироваться  транснациональными монополиями.  Кроме того, стоит заметить, что этот курс был обеспечен  постоянной  подпиткой - и идеологической, и финансовой. Расходы  иностранных  государств на обеспечение той системы координат  и сегодня составляют сотни  миллионов  долларов в год. Эти деньги идут на  поддержку антинациональных организаций внутри России, отдельные средства выделяются на обеспечение интересов  недружественных нам режимов в соседних государствах на постсоветском пространстве. Аналогично действовал в свое время и Советский Союз, который обеспечивал свои интересы в половине стран мира. Никакой новизны тут нет.  Курс национального развития находится в стадии первоначальной реализации и осмысления, но уже сейчас встречает сопротивление. Когда процесс начнет реально разворачиваться, это сопротивление существенно возрастет.

 

- И что же делать в этой ситуации? Как с этим бороться?

 - Россия устала от борьбы, нам нужно спокойное поступательное движение вперед. Нужно ускорить развитие по намеченному курсу. Он должен не просто консолидировать общество. Все общество должно быть в нем задействовано - через гражданские институты, через институты  саморегулирования. Нам нужно, чтобы все люди были интегрированы в этот процесс. Человек думает сначала о себе, о своей семье,  потом он должен подумать о России. О себе думают все, о семье начали думать многие. Теперь настало время подумать о стране.

 

-Это, конечно хорошо, а, что же с чиновниками,  все же, делать?

- Нужно передавать максимум функций государственного регулирования в руки гражданского общества и объединений бизнеса, и за счет этого  сокращать количество чиновников и уменьшать их власть. Надо реально развивать демократию, что повысит подконтрольность исполнительной власти гражданским институтам. И это приведет как к смене людей, так и принципов их назначения. В этом вопросе общество должно созреть и  заместить соответствующих людей. Пока у  нас другой замены  нет. Ведь  класс чиновников зачастую формировался по принципу -  просто выполнить команду начальника, либо на взятках. Поэтому, если говорить о  врагах, то, несомненно, это чиновники-взяточники.

 

-Поэтому нужно бороться с коррупцией?

 - А с ней невозможно бороться   без инструментария. Должен появиться другой механизм замещения чиновников,  не коррупционный, а основанный на  выдвижении людей из гражданского общества, лидеров-профессионалов, реально преданных своему делу и нацеленных на реализацию национального курса. 

 

- А крупные сырьевые компании разве не являются,  в какой то степени,   противниками инновационного пути развития страны?

- Это предположение не соответствует объективным законам, которые действуют в рыночных условиях. Естественные госмонополии давно включились в глобальную конкуренцию на мировых рынках, а это уже предполагает  инновационный путь их развития. Во взаимоотношениях с естественными монополиями необходимо сопоставлять  развитие конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей с планируемыми темпами роста цен и тарифов таких монополий. Также очевидно, что  инновационный курс не возможен без  налоговой реформы. И в первую очередь,  целесообразно подумать о поэтапном уходе от НДС.  Кроме того,  НДПИ должен подлежать дифференцированию.  Словом, в налоговой системе  должны появиться не только фискальные механизмы, но и механизмы развития самых передовых  инновационных отраслей, в том числе и добычи природных ископаемых. 

Например, если говорить о «Газпроме» то  это государственная монополия с полностью регулируемой на внутреннем рынке тарифной политикой. Повышение налога на добычу природного газа, автоматически приведет к повышению цены этого газа. А это, в свою очередь,  ударит по российской экономике, которую мы хотим развивать. Важно это понимать и с той точки зрения,  что потенциал внутреннего российского рынка является более  перспективным, чем внешний. 

Хочу заметить, что ситуация очень динамично развивается. МЭРТ предлагает начать налоговую реформу со следующего года. И, соответственно,  закон, касающийся изменений в Налоговом Кодексе, будет принят уже  в этом году.

 

 -Но Вы заявляли о том, что необходимо пересмотреть  многие законы?

-То, что уже сейчас принято политическое решение по налоговой системе,  это краеугольный камень. Однако просто невозможно обойтись одним законом.  Понятно, что нам потребуется создать большое количество законов, регулирующих оборот нематериальных активов.

Необходимо поднять уровень значимости  нематериальной собственности до уровня материальной. Идеи и технологии должны приносить больше прибыли, чем добыча нефти и газа. К 2020 году оборот нематериальных активов должен быть сопоставим с оборотом активов материальных. 

Третьим шагом должно стать решение вопроса  защиты собственности. Сегодняшнее состояние  законодательства в этой сфере угнетающе действует на развитие бизнеса в стране, тем более бизнеса, связанного с передовыми  технологиями. Собственник должен  быть уверен, что его завод завтра не отнимут. Поэтому предстоит  проработать  весь блок, связанный  с защитой собственности. Здесь мы выходим и на реформу судебной системы, и на все вопросы,  связанные с собственностью. Эти проблемы нужно было решить еще лет  пять лет назад, однако тогда нам не удалось это сделать. Когда формировалась российская экономическая модель колониального характера, были пропущены целые блоки.  Причем, не случайно. Когда говорят, что там ошибка, неправильно написан закон, то это неправда, просто в то время  была другая экономическая политика. Основная часть законов в 90-е годы была написана на иностранные деньги. Должен признать, что значительная часть этих законов приемлема.  Но остальная часть выстроена под другую архитектуру экономики,  и такие законы мы будем переписывать под логику национального - а это значит  инновационного - развития страны.

 

- Как скоро следует ждать подобных изменений?

- Министерство  экономического развития  опубликовало свой вариант  концепции долгосрочного социально-экономического развития страны. Мы готовим свои предложения. Работа закончится приблизительно через несколько месяцев, и тогда мы выйдем на пошаговую стратегию.