«Роснанотех» ждут большие изменения, интервью Евгения Федорова

1.Чем мотивировано появление законопроекта о корпорации нанотехнологий?

- Прежде всего, его появление продиктовано требованиями времени, научно-технического прогресса. Такая задача справедливо была поставлена Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ на 2007 год, а также в утвержденной им Стратегии развития нанотехнологий. Нам необходимо кардинально изменить структуру российской экономики, отказаться от роли сырьевой страны и перейти на инновационный путь развития. Россия должна занимать лидирующие позиции в мировой экономике, а для этого важно не опоздать с освоением нанотехнологий. От их развития будет напрямую зависеть конкурентоспособность нашей страны в мировом экономическом пространстве.

2.Можно ли сказать, что основная функция корпорации - эффективное  управление деятельностью ученых, работающих в сфере нанотехнологий? Как будет работать корпорация - кто и чем там будет заниматься?

- Я бы не стал употреблять слово «управление». Наука, как и многие другие сферы деятельности, связанные с интеллектуально-творческим потенциалом человека, нуждается не столько в управлении, сколько в поддержке. Поэтому основной целью Корпорации станет организационная и финансовая поддержка наноиндустрии - в первую очередь, перспективных инновационных проектов, включая проекты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Корпорация будет осуществлять отбор и финансирование таких проектов, а также выполнять функции государственного заказчика по реализации федеральных целевых программ в области нанотехнологий. В задачи Корпорации также входит участие в разработке концепций и проектов нормативных правовых актов, направленных на стимулирование научно-технической и инновационной деятельности в области нанотехнологий, проведение вневедомственной экспертизы и согласование соответствующих документов.

Управление Корпорацией будет строиться на принципах единоначалия и коллегиальности. Органы управления Корпорацией - это наблюдательный совет, правление и генеральный директор Корпорации. При этом в наблюдательный совет войдут на паритетной основе: 7 представителей - от Администрации Президента, законодательной и исполнительной власти; и 7 представителей - от науки, бизнеса и Общественной палаты. С целью осуществления отбора, проведения оценок и экспертизы проектов в области нанотехнологий Корпорация вправе создавать и научно-технический совет, куда войдут представители научной общественности.

3.Откуда взялась цифра в 130 млрд. рублей? На какие цели предполагается расходовать эти деньги? Прорабатывался ли бизнес-план корпорации?

- Впервые эта цифра была озвучена в Послании Президента Федеральному Собранию РФ на 2007 год. А на вопрос о предназначении этих средств я уже ответил выше. Финансово-экономический аспект является в настоящее время предметом работы Правительства РФ, поскольку именно оно будет, по сути, координатором (куратором) деятельности Корпорации.

4.Каким образом будет осуществляться контроль над работой корпорации?

- Предусмотрены четкие механизмы контроля. Во-первых, это представление в Правительство и опубликование годового отчета, бухгалтерского баланса; Во-вторых,  создание соответствующей Ревизионной комиссии. Ко второму чтению, мы, возможно, уточним и еще больше регламентируем в законопроекте вопросы контроля деятельности Корпорации.

5.Когда можно говорить о возврате средств, выделенных на содержание РКН? Когда и каких результатов следует ожидать от работы РКН?

- Отдача будет происходить через создание новых технологий, качественное повышение конкурентоспособности отечественной экономики, рост экономической эффективности, а значит - добавленной стоимости и ВВП страны в целом.

6. Каковы потенциальные риски нецелевого использования средств?

- Я не знаю ни одной организации в мире, структура которой полностью исключала бы подобные риски. Увы, в той или иной степени они присутствуют всегда. Но Корпорация как раз и создается для того, чтобы избежать распыления средств. И задача законодателей состоит в том, чтобы минимизировать возможности нецелевого использования этих средств, четко прописав все соответствующие положения законопроекта. Основной механизм, обеспечивающий безопасность государственных вложений в НКО - это прозрачность и строжайшая отчетность. Эти вопросы с особой тщательностью будут проработаны ко второму чтению.

7.Будет ли законопроект дорабатываться ко второму чтению в Думе? В каких пунктах? На чем основаны замечания оппонентов?

- Я уже упомянул, что ко второму чтению будут дорабатываться вопросы контроля деятельности Корпорации. Доработка будет проводиться и по другим направлениям, поскольку ряд замечаний был представлен не только нашим Комитетом, но и двумя другими Комитетами-соисполнителями.

В частности, была отмечена необходимость рассмотреть возможность приведения в законе максимально точных определений - к примеру, что понимается под термином «нанотехнологии». Ведь в условиях неопределенности терминологии определять направления расходования денежных средств Корпорации весьма рискованно. Эффективность системы стимулирования создания и внедрения научных разработок также во многом будет зависеть от четкого определения вводимых понятий. Законопроектом не предусмотрен предельный срок, в течение которого Правительство принимает предусмотренные законопроектом решения, в том числе о создании Корпорации. По мнению нашего Комитета, требует дополнительного обсуждения и предусмотренное законопроектом совмещение Корпорацией функций государственного органа и бизнес-структуры. Совмещение этих функций может являться источником конфликта интересов в деятельности Корпорации. В законопроекте можно более подробно регламентировать вопросы управления создаваемой Корпорации, а также принципы формирования научно-технического совета, обеспечивающие его компетентность. Комитет также отметил, что целесообразно установить в законопроекте какие-либо критерии для выбора финансируемых проектов и механизмы дальнейшего контроля за эффективностью расходования выделенных средств; уточнить положения законопроекта о возможности инвестирования временно свободных денежных средств, а также о возможности приобретения Корпорацией ценных бумаг. Была отмечена необходимость дополнительно рассмотреть положение законопроекта о размере средств бюджетного финансирования, используемых на административно-управленческие расходы.