Справка о состоянии малого и среднего предпринимательства в России на 04.2007

1. Проблемы развития сектора малых и средних предприятий (МСП)

Согласно статистическим данным, количество малых предприятий в России за последние пять лет по состоянию на 1 января соответствующего года составило: в 2002 году - 882,3 тыс., в 2003 - 890,9 тыс., в 2004 - 894,6 тыс., в 2005 - 953,1 тыс. и в 2006 - 979,3 тыс.

Таким образом, наблюдается незначительный рост численности субъектов малого предпринимательства. Необходим ежегодный прирост сектора МСП минимум на 5-10 %.

Доля малого бизнеса в производстве валового внутреннего продукта составляет не более 13-15 %. Сектор малого предпринимательства в России остро нуждается в диверсификации. В его структуре доля инновационного и IT-сектора составляет всего 2,5%, промышленного и строительного - по 13%, услуги - 21%, а доминирует торговый сектор - примерно 50%, с учетом индивидуальных предпринимателей - почти 80% МСП. Необходимо последовательно снижать долю торгового сектора в малом предпринимательстве путем увеличения промышленного и инновационного сегмента.

Считается, что, по крайней мере, 40% МСП принадлежат «теневому» сектору российской экономике. Это особенно характерно для таких видов деятельности, как текстиль, торговля аудио- и визуальными материалами, компьютерными программами.

Наиболее актуальными проблемами развития сектора МСП в России, общими для всех отраслей, являются:

  • отсутствие государственной политики по поддержке МСП, предусматривающей ответственность органов исполнительной власти всех отраслей и всех уровней за создание благоприятных условий для развития сектора;
  • существенные административные барьеры на всех этапах осуществления предпринимательской деятельности, в том числе при проведении государственного контроля (надзора);
  • неразвитость механизмов государственно-частного партнерства;
  • неблагоприятные условия налогообложения малого и среднего бизнеса;
  • отсутствие механизмов, обеспечивающих участие малых предприятий в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, и других способов приобретения в собственность или получения в долгосрочную аренду по приемлемой цене помещений для осуществления предпринимательской деятельности;
  • отсутствие равных возможностей по участию предприятий малого и среднего бизнеса в федеральных целевых программах;
  • неразвитость инфраструктуры поддержки МСП;
  • отсутствие эффективных систем кредитования малого бизнеса и др.

Вместе с тем, у субъектов малого и среднего предпринимательства есть и отраслевые, специфические проблемы (в сфере торговли, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, производственной и инновационной сферах).

 

2. Законодательная база поддержки и развития МСП

В настоящее время вопросы государственной поддержки малых предприятий регулируются Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Необходимо признать, что большая часть его положений на практике почти не выполняется, часть из них носит декларативный характер, некоторые вступили в противоречие с нормами принятого позднее законодательства.

В настоящее время в Правительстве Российской Федерации (Министерство экономического развития и торговли) идет разработка проекта федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (включая внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации). В разработке данного законопроекта принимают участие и депутаты Государственной Думы.

Согласно положениям разрабатываемого законопроекта в сферу действия государственной поддержки предполагается включить не только малый, но и средний бизнес (в соответствии с критериями ЕС предполагается выделить три вида субъектов экономической деятельности: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек, средние предприятия - от 101 до 250 человек. По данным Росстата при использовании указанных критериев в категорию малых и средних предприятий будет включено около 94% всех юридических лиц (49% занятости, 47% доли рынка), что сопоставимо с уровнем развития малого и среднего предпринимательства развитых стран.).

Для поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления законопроектом будет предусмотрен широкий спектр мер финансовой, имущественной и информационной поддержки, поддержки экспорта, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Особые меры поддержки будут предусмотрены для малых предприятий, работающих в сельском хозяйстве.

Предусматривается закрепление непосредственно в законопроекте перечня сфер законодательства Российской Федерации, в которых органы государственной власти и органы местного самоуправления принимают на себя обязательства предусмотреть особенности правового регулирования, в том числе:

  • специальные налоговые режимы, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства, упрощение налогового учета и отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора).

При этом в проект федерального закона не будут включены конкретные нормы, каким-либо образом регулирующие общественные отношения в перечисленных сферах. В проект федерального закона будут включены общие принципы, на которых должна строиться дифференциация правового регулирования в указанных сферах для субъектов микро, малого и среднего бизнеса.

В законопроекте предлагается закрепить следующие виды поддержки развития малого и среднего предпринимательства: финансовую, имущественную, информационную поддержку, поддержку внешнеэкономической деятельности. Предлагается сформировать открытый перечень форм поддержки, оказываемой в рамках каждого вида поддержки.

Так, к финансовой поддержке отнести компенсацию расходов субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе по договорам оказания услуг; предоставление субсидий, субвенций субъектам малого и среднего предпринимательства или организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и др.

Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления будет осуществляться в виде финансирования создания, эксплуатации и содержания некоммерческих организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, оказывающих специализированную поддержку и др.

Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления включает создание, содержание федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и сетей по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства; информационное обеспечение граждан, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций на основе государственных информационных ресурсов.

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в виде сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в сфере развития малого и среднего предпринимательства; оказания содействия в продвижении на рынок иностранных государств российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности и в привлечении инвестиций в Российскую Федерацию, а также в создании благоприятных условий российским участникам внешнеторговой деятельности, т.е. поддержка не предусматривающая предоставление средств бюджетов различного уровня (такая поддержка изначально классифицируется как финансовая) и не включающая вопросы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, предусмотренного Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Разрабатываемым законопроектом предполагается внести изменения в целый ряд федеральных законов, в том числе - Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Этими поправками предполагается освободить плательщиков единого налога на вмененный доход от необходимости использования контрольно-кассовой техники.

 

3. Проблемы, которые необходимо решить при доработке законопроекта

1. МСП испытывают острейшую нехватку помещений. В этой связи представляется необходимым на законодательном уровне установить формы и порядок льготного предоставления этих помещений (например, аренда без конкурса) субъектам сектора МСП. Необходимо установление правового статуса адресного фонда недвижимого имущества для облегчения доступа МСП к аренде. Требуется предусмотреть особенности участия субъектов МСП в приватизации арендованного государственного или муниципального имущества - либо предусмотрев соответствующие положения в законе «О развитии МСП в РФ», либо вернувшись к обсуждению законопроекта «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества» (внесен депутатами ГД, в т.ч. В.С.Плескачевским и Е.В.Паниной 01.07.2005; 2 раза был перевнесен в новой редакции и до сих пор не рассмотрен в первом чтении ввиду отрицательной позиции Правительства РФ).

2. Необходимо установить льготные условия для МСП при проведении их банкротства с целью снижения количества МСП, терпящих крах на начальной стадии деятельности.

3. Целесообразно на законодательном уровне предусмотреть возможность выделения в государственных и муниципальных программах по развитию МСП специальных целевых групп субъектов МСП, которым могут предоставляться дополнительные или специфические меры поддержки. К таким группам могут быть отнесены:

  • предприятия в инновационной сфере;
  • экспортно-ориентированные МСП;
  • стартующие предприятия;
  • предприятия в социально значимых отраслях;
  • семейное, молодежное, женское предпринимательство и т.д.

При существующих в настоящее время диспропорциях развития сектора МСП по субъектам Российской Федерации представляется необходимым закрепить на законодательном уровне и региональные приоритеты поддержки МСП.

4. Представляется необходимым законодательно установить особый правовой статус государственных финансовых институтов, кредитующих МСП, предоставляющих гарантии и субсидирующих процентные ставки по кредитам предприятиям сектора, законодательно регламентировать процедуры, в том числе:

  • порядок выделения бюджетных средств для кредитования МСП, гарантирования и страхования кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям;
  • порядок и критерии предоставления льготных кредитов.
  • ограничения на использование льготных кредитов малыми и средними предприятиями;
  • максимальную сумму льготных кредитов;
  • максимальный размер процентной ставки;
  • максимальный срок предоставления льготных кредитов.

При разработке нормативных положений о кредитовании необходимо обеспечить их соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации (нормы действующего ФЗ вступили в противоречие с БК РФ).