Когда сложится баланс интересов…

              Когда сложится баланс интересов Евгений Фёдоров, председатель Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству:

 

 

Евгений Алексеевич, как идёт работа по формированию законодательной базы  инновационного развития?

     –  Чтобы говорить о законодательной базе и работе над ней,  надо чётко определиться, что такое инновационная экономика. Инновационная экономика в развитых странах – это, прежде всего, рынок промышленной и интеллектуальной собственности, размер которого должен достигать порядка 30 процентов всех промышленных продаж. А в капитализации промышленных предприятий размер интеллектуальной собственности, прежде всего, прав на технологии, должен достигать 50 процентов. Инвестиционный процесс предприятий должен начинаться с покупки технологий. Сами предприятия в инновационной экономике – это не гиганты, которые всё ещё являются основой нашей промышленности, а средние, компактные, малолюдные предприятия. Решающую роль в них играют современные, в том числе экологичные, технологии, основанные на робототехнике и иных принципах. Следовательно, главный механизм инновационного развития – это запуск рынка.

     Какие законы обеспечивают оборот рынка интеллектуальной собственности,  известно. Возьмём, к примеру, рынок недвижимости – это порядка 40 законов, связанных со страхованием, банковскими вопросами,  регистрацией, с другими процедурами покупки и продажи интеллектуальной собственности. Мы считаем, что необходимо развитие законодательства, связанного с оборотом интеллектуальной собственности – это около 15 законов.

     К тому же нужно законодательство, связанное с обеспечением спроса на интеллектуальную собственность, т.е. с повышением капитализации  интеллектуальной собственности в балансе промышленных предприятий Российской Федерации. Это часть законодательства, касающаяся прежде всего налоговой системы, бухучёта, таможенной системы и других систем, обеспечивающих экономическую среду, в которой находится промышленное предприятие. И это законодательство фактически диктует необходимость повышать капитализацию предприятий на базе интеллектуальной собственности.

     Все эти направления законодательства, на взгляд Комитета по экономической политике и предпринимательству, необходимо реализовывать. Мы это называем профессиональной модернизацией.

     База такого законодательства на сегодняшний день существует. Четвёртая часть Гражданского кодекса Российской Федерации полностью удовлетворяет этим подходам. Так что основа нашего законодательства нормальная, адекватная мировому.

     Другое дело,  что нужно развивать законодательство в направлениях  инструментов и среды. Именно такой сбалансированный пакет из 15 законов мы готовим с учётом работы соответствующих коллегиальных образований, в том числе комиссий  Правительства, комиссии Президента по модернизации.

     Надо учитывать ещё один момент – ожидающийся резкий рост науки в Российской Федерации, продукцию которой надо будет покупать на рынке. Мы обеспечим спрос на новации, на технологии, которые придётся либо за рубежом покупать в виде прав, либо в России. Надо учитывать огромный потенциал российских учёных, в том числе тех 700 тысяч, которые работают за рубежом. Весь этот рынок уйдёт в российскую науку просто за счёт  заказов на технологии. И эти изменения тоже будут нуждаться  в дополнительном законодательном обеспечении.

Пакет законов готовится в Государственной Думе?

     – Мы готовим его своими силами, в недрах Госдумы. У нас есть специальный Институт экономики и законодательства, созданный под эту задачу. Мы предложили Президенту и Правительству рассмотреть концептуальные положения этого пакета. Кстати, наша работа не исключает того, что параллельным курсом идёт и Правительство. Я знаю, что в Администрации  Президента и  в Правительстве  сходные взгляды на эти процессы. Мы не единственные, кто над этим задумался. Мы же не придумали ничего нового – мы взяли те механизмы, которые существуют во всех развитых инновационных экономиках.

А кто в Думе отвечает за эту работу – Комитет по экономической политике и предпринимательству или ряд комитетов?

     – Наш комитет отвечает за экономику  и, соответственно, координирует эту  работу, в которой участвуют и фракции, и другие комитеты, и депутаты.

Ваш комитет координирует работу по решению Совета Государственной Думы?

     Направления работ между комитетами Госдумы распределены. В Думе девять экономических комитетов. Наш комитет является головным в области макроэкономики, к которой относится преобразование экономической  среды.

Стало быть, о том, какие законы будут в вышеназванном пакете, мы узнаем, когда  они будут согласованы и внесены в Государственную Думу. А проект закона о национальной инновационной системе, который готовится Комитетом по науке и наукоёмким технологиям, входит в пакет законов, о котором Вы говорили?  

     – Нет. Данный закон может входить в пакет при определённых условиях, но он не может быть перед этим пакетом. Главный механизм, как я уже говорил,  – запуск рынка. В нашем пакете первичные законы, которые запускают рынок. А это некий периферийный закон, предлагаемый фракцией «Справедливая Россия», который готовится  в рамках всей законотворческой работы. Мы его рассматриваем как один из элементов инновационной экономики.

Когда,  на Ваш взгляд, пакет законов будет согласован и внесён в Государственную Думу?

     – Это в чистом виде политический вопрос. Новый тип российской экономики означает формирование новых предприятий на новых принципах взамен существующих на нынешних площадках, означает смену собственников на 95 процентов. Понятно, что сегодняшних собственников это не устраивает. Если ты собственник предприятия в инновационной экономике, то твоё предприятие в десятки раз меньше сегодняшних огромных моногородов, хотя выпускает столько же продукции. Вся структура экономики меняется.

     Инновационная экономика – это категория, воплощение которой в реальность происходит не в результате лишь экспертной работы, но требует ещё формирования нужной среды, в том числе и политической.

     Президент и Председатель Правительства уже два года формируют позицию фактически по политической революции, а не только по экономической. Поэтому пакет пойдёт, когда баланс сил в России сложится под эту политическую, экономическую и инновационную революцию. Сейчас идёт накопление потенциала качественного скачка. А сам скачок,  при котором процессы пойдут очень быстро, может случиться в любой момент – завтра, через год или два. Но это будут  быстрые  преобразования, в том числе организационно-кадрового характера. Принимается пакет законов, запускаются все процессы. В стране произойдут серьёзные изменения.

Наука и технологии России — STRF.ru

01/03/2010